Униформа – обязательный атрибут сотрудника клининговой компании.
Определив, на кого ориентирован ваш бизнес, вы можете спроектировать структуру своего предприятия, обозначить ключевые посты. Вашей правой рукой должен стать менеджер по работе с клиентами. Человеку, формирующему скелет вашего бизнеса, следует платить не менее 500 долларов. Прежде чем утвердить, внимательно изучите его послужной список и убедитесь, что он обладает собственными обширными связями в бизнесе. Он должен уметь ненавязчиво вести политику привлечения новых клиентов с помощью уже существующих, а также владеть иностранными языками. Скорее всего, это будет человек не моложе 35 лет.
Следующим по важности сотрудником станет менеджер по подбору персонала. Его зарплата должна быть также не менее 500 долларов: человек в этой должности не просто сотрудник отдела кадров, но и хороший психолог, умеющий быстро определить, можно ли доверить претенденту ту или иную работу.
Текучесть кадров в клининге крайне велика. Это обусловлено тем, что данная профессия считается в нашей стране крайне не престижной – не каждый готов признаться, что работает уборщиком. Рядовому работнику придется долго «оправдываться» перед знакомыми, уверяя их, что он является профессионалом высокого класса. Для поддержания в ваших работниках уверенности и корпоративного духа следует ввести систему поощрений, регулярно проводить собрания, объясняющие важность и солидность профессии квалифицированного уборщика, демонстрировать перспективы карьерного роста.
На подготовку каждого уборщика (зарплата которого составляет 100-300 долларов) уходит много сил и времени. Во-первых, от того, какое впечатление будут оставлять уборщики на клиентов, зависит престиж компании. Непременно следует заказать униформу с логотипом вашей компании (разработка логотипа – от 100 долларов). Униформа должна быть как минимум четырех видов – мужская и женская, зимняя и летняя. Также вам придется либо заказать униформу разных размеров, либо подбирать сотрудников примерно одинаковой комплекции и роста. Цена одного комбинезона может составить от 15 до 40 долларов. (См. подробный материал об униформах в БЖ №9.)
Во избежание конфликтных ситуаций сотрудники, помимо контракта, подписывают договор о материальной ответственности (за порчу или пропажу имущества заказчика) и договор о неразглашении коммерческой тайны.
Структура крупной клининговой компании выглядит примерно так:
– генеральный управляющий компании координирует деятельность менеджеров объектов; следит за качеством работ, непосредственно управляет дневными и ночными менеджерами;
– коммерческий директор и планово-технический отдел, занимающийся экономическим обоснованием, расчетами тендеров, новыми технологиями и т.д.;
– директор по сервисному обслуживанию руководит работой мобильных бригад, организует централизованную закупку расходных материалов и доставку их на объекты, обслуживание и ремонт уборочной техники и инвентаря;
– диспетчер-секретарь, непосредственно принимающий звонки и заказы; – дневные и ночные менеджеры посменно контролируют работу на объектах. Основные их свойства – мобильность (транспорт, связь) и умение быстро принимать решения, в том числе в экстренных ситуациях. Менеджер должен регулярно (минимум – дважды за смену) присылать в головной офис отчет о состоянии объекта;
– бригадиры непосредственно управляют работой уборщиков и отчитываются перед менеджерами за качество работ;
– собственно уборщики выполняют уборку помещений или прилегающей территории в течение рабочей смены, периодичность и продолжительность которой установлена в договоре с клиентом;
– мобильные бригады выполняют специализированные работы, требующие специальной квалификации и оборудования, а также оперативно выезжают на объект при возникновении нештатной ситуации. К специальным бригадам относятся, в частности, промышленные альпинисты;
– вспомогательные службы – это транспорт для перевозки людей и техники, доставки расходных материалов; сервисные центры по ремонту и обслуживанию оборудования, а также складские структуры.
Приведенная схема позволяет набрать штат, способный эффективно выполнять практически любой клининговый заказ. Схема хороша еще и тем, что ее можно модифицировать под влиянием быстро меняющейся рыночной ситуации.
«Формирование комплекта оборудования и штата сотрудников, в конце концов, всегда зависит от конкретного объекта», – говорит Владислав Осипов («Каскад-Холдинг»).
Действительно, расширение бизнеса напрямую зависит от поступающих заказов. Если схема их выполнения отработана, «клонировать» комплект оборудования и набрать дополнительных операторов не составит труда.