Мало кому нравится тратить свое личное время на уборку квартиры. Именно поэтому газеты бесплатных объявлений пестрят предложениями от фирм и частных лиц, готовых взять на себя рутинную работу по дому. Такие услуги на столичном рынке предлагают клининговые ( от английского сlеаning — уборка ) компании, кадровые агентства или Маша, которая охотно согласится навести порядок в вашей квартире.
Cleaning — это уборка по-английски
Самую профессиональную уборку осуществляют клининговые фирмы. Но они, как правило, убирают производственные помещения, офисы и гостиницы, а в малоприбыльные частные жилища высылают свои бригады крайне неохотно. Чтобы «заманить» к себе клинеров, придется выложить как минимум по $1 за каждый приведенный в порядок квадратный метр площади. Впрочем, игра обычно стоит свеч: фирма несет полную юридическую ответственность за сохранность материальных ценностей и правильный уход за всеми поверхностями в квартире. То есть если даже ваш любимый полированный столик после работы клинеров покроется загадочными белыми пятнами, а мраморная плитка в ванной будет безнадежно испорчена, вы сможете потребовать с фирмы возмещения ущерба и даже обратиться в суд. Но такие казусы крайне редки: клининговые компании сами занимаются профессиональной подготовкой своих специалистов. А подготовка эта должна быть серьезной — офисы западных компаний, крупные корпорации и гостиницы заказывают уборку только у профессионалов.
Кадровые домработницы
В кадровых агентствах уборщицы значатся в базах данных как горничные или домработницы, причем «домработницей» быть почетнее. Вне зависимости от титула заниматься им приходится банальной уборкой квартир. Менеджер Оксана Бахвалова из кадрового агентства «Надежный дом», в базе данных которого более трех тысяч горничных и домработниц, рассказала, что запросы клиентов обычно ограничиваются уборкой по дому. Иногда к обязанностям домработниц добавляются стирка и глажение белья — особенно если в семье растет младенец.
Заявку на домработницу кадровые агентства принимают по телефону, после чего будущего работодателя приглашают для собеседования с потенциальными работниками. Здесь он узнает, что домработнице, которая будет раз в неделю убирать однокомнатную квартиру (плюс постирает, погладит и оплатит счета за квартиру) придется платить не менее $100 в месяц. А если приходящая хранительница домашнего очага будет еще и готовить, то кошелек работодателя будет каждый месяц «худеть» на $130. Нередко заказчик берет на себя и возмещение транспортных расходов уборщицы — особенно если домработнице далеко добираться до его квартиры. Горничной, которая будет убирать в вашем доме каждый день, положено платить от $300 в месяц. Причем 20% этой суммы работодатель платит агентству сразу, при заключении договора. После согласования финансовых деталей начинаются собственно смотрины. Менеджер кадрового агентства «Навигатор» Наталья Горяная заметила, что люди обычно подбирают домработницу «под себя». Одни клиенты убеждены, что нет домработницы лучше «доброй бабушки» — именно она олицетворяет для них домашний уют и все добродетели. Другим необходимо, чтобы горничная порхала как бабочка, была воздушной, легкой, стройной, но неприметной. Для многих работодателей очень важно, чтобы у домработницы была интеллигентная внешность и приятные манеры. Все без исключения клиенты хотят, чтобы домработница была доброй, покладистой, в меру разговорчивой и без особых амбиций. Из уборщиц грязи — в князи А вот специальных навыков от уборщицы заказчики, как правило, не ждут. Тем не менее клиенты обычно выдвигают ряд вполне определенных требований к горничным. Так что некоторый профессионализм им все же необходим. В России премудростям этого ремесла пока мало где учат. Замдекана московского Института сервиса Людмила Рябова сообщила, что в их вузе отмечен спрос на эту специальность. Здесь теперь можно выучиться на гувернантку и даже экономку. За пять лет можно стать прислугой с высшим образованием, только спросом это предложение пока не пользуется. «Только пробуем набрать группу», — жалуется Людмила Владимировна. Однако общая непрестижность профессии не уменьшает количество желающих заниматься уборкой помещений. На вакансию уборщицы в офисе порой бывают такие конкурсы, какие не снятся представителям самых престижных профессий. Еще сильнее домработницы стремятся попасть в состоятельные семьи. Причина проста: хозяева-наниматели обычной домработницы часто бывают довольно щедры. Как рассказал Гордей Контарь из агентства «Бианко», как-то раз клиенту, жившему в довольно отдаленном районе, потребовалась домработница с водительскими правами. Автомобиль предоставляли хозяева, а после того, как женщина уволилась, машину ей подарили. И такие крупные подарки прислуге в час разлуки — отнюдь не редкость. Еще одна привлекательная сторона профессии уборщицы в том, что наибольшим спросом домработницы пользуются у обеспеченных и известных людей — со всеми вытекающими отсюда плюсами. Так, рекомендация Лады Дэнс позволила ее домработнице стать вхожей в дома представителей шоу-бизнеса. Так что агентства — агентствами, а рекомендация хорошей подруги, у которой уже есть надежный кадр, более убедительна. Деньги против пыли
По оценке Международной ассоциации компаний индустрии чистоты (МАКИЧ), оборот европейского рынка клининговых услуг составляет около 30 млрд евро в год.
Львиная доля российского рынка клининга приходится на Москву. Здесь работают более 100 клининговых компаний, а оборот столичного рынка составляет примерно $80-100 млн в год. Как отмечает генеральный директор МАКИЧ Петр Грейдинг, прибыльность бизнеса оценивается примерно в 15-20%, хотя отдельные контракты могут принести и 40% рентабельности. Более прибыльны разовые заказы на специализированные работы, а самой выгодной считается работа для частного заказчика (генеральная уборка квартиры, коттеджа, химчистка ковров и химчистка мягкой мебели). Эти заказы в большинстве своем нерегулярны, их количество варьируется в зависимости от сезона. Спрос на услуги уборщиц возрастает накануне праздников и после лета. Чаще всего домработниц заказывают перед новогодними праздниками — примерно на 70% больше, чем в обычные дни. Сейчас кадровые агентства готовятся к Пасхе, когда тоже можно будет немного поднять цены на услуги уборщиц. Ожидается, что спрашивать их будут вдвое чаще. — Разовая уборка однокомнатной квартиры обойдется в $ 25 Елена Тихомирова «Столичная вечерняя газета», №040, 8 апреля 2003 г |